Турист Galina Gorshenina (Galina_Gorshenina)
Galina Gorshenina — была вчера 16:32
Без секрета всему свету

Встречь Солнцу. Часть 11. Вехи якутской истории

48 29

… «Уважаемые пассажиры! Через несколько минут мы приступим к снижению. Пожалуйста, убедитесь, что ваши кресла приведены в вертикальное положение, ремни безопасности застегнуты, столик убран, шторки иллюминатора открыты»… — я выполнила все команды капитана воздушного судна и выглянула в окошко.
Я возвращаюсь в реальность — домой, как будто их другого мира, изменения. Из Якутии. Глядя в иллюминатор самолета, пролетающего сейчас над подмосковными городками, скученными многочисленными дачными поселками, разделенными между собой лишь узенькими полосками леса, дымящими трубами котельных и градирен, поняла — вот она какая, цивилизация! Много людей, много заводов, много машин, много шума… Невольно всплыли воспоминания о том, что я видела при посадке в Якутске.

Встречь Солнцу. Часть 11. Вехи якутской истории
Встречь Солнцу. Часть 11. Вехи якутской истории
Встречь Солнцу. Часть 11. Вехи якутской истории

Тогда у меня не сложилось впечатление о перенаселении тех мест. И только в непосредственной близости от Якутска кипела жизнь. И это в наше, современное время.

Встречь Солнцу. Часть 11. Вехи якутской истории
Встречь Солнцу. Часть 11. Вехи якутской истории

А как было раньше? Всегда ли здесь жил человек? Откуда он пришел? Как выживал в суровых природных условиях?
По возвращении домой из поездки я заинтересовалась этими вопросами. Для меня полным откровением стала обширная электронная «Колымская библиотека», в которой хранятся сканированные копии книг, посвященных, в том числе, теме заселения Якутии людьми в древние века, проникновения сюда русских и присоединения ее территории к Русскому государству. В отличие от скупой информации об исследовании плато Путорана (когда я реально озадачилась вопросом открытия и исследования именно его, а не Таймыра в целом), среди книг колымской библиотеки я почти заблудилась: здесь есть литература на все вкусы — исследования, приключения, романы, литературные и научные эссе, повести. Собрать их по нужной мне теме в одну кучу почти получилось, но вот прочитать… Это просто безнадега, даже если быть на пенсии и не работать.
«Перелопатив» значительную часть отобранных книг, статей, монографий, некоторые из которых изданы еще в 19 веке, я поняла, что единого общепризнанного взгляда ученых все же не существует — некоторые фактические данные у разных авторов несколько различаются, хотя основные имена, события и вехи проникновения русских в Якутию и ее исследования, в целом, совпадают. Как пазл, я постаралась сложить в единую картинку информацию, относительно одинаково представленную разными авторами, и получилась у меня примерно следующая схема. Не претендую на то, что данная информация является исчерпывающей и абсолютно достоверной, скорее, это то, как я поняла основные вехи заселения и освоения Якутии людьми.


2,5 млн лет назад (палеолит). Заселение Якутии древним человеком.
К наиболее известным и хорошо изученным стоянкам в Якутии относятся позднепалеолитическая стоянка Диринг-Юрях, которая расположена в среднем течении реки Лены. Стоянка была обнаружена в 1982 году почти случайно и сразу же стала сенсацией. Возраст найденных орудий архаичного облика некоторые ученые определяют в 1,8 миллиона лет! А это превышает возраст других стоянок на территории Сибири и приближается к возрасту древнейших стоянок человека, найденных в Олдувайском ущелье Северной Африки, считавшейся до сих пор прародиной человека умелого. При дальнейших исследованиях обнаружилось, что слои найденной дирингской культуры перемежаются с речными слоями Лены, возраст которых, по мнению ученых, был не менее 2–3 миллионов лет! Это наводило на мысль, что в Сибири человек мог появиться раньше, чем в Северной Африке! А ведь это время соответствует максимальному оледенению Сибири, когда мощные ледники перегораживали течение Лены, образуя здесь гигантскую запруду. Обнаружение столь древнего памятника в Северо-Восточной Азии говорит о реальности освоения этой территории уже в нижнем палеолите и принципиальной возможности проникновения человека в Берингию и далее в Америку.
Палеолит (греч.παλαιός — древний + греч. λίθος — камень; = древнекаменный <век>) — первый исторический период каменного века с начала использования каменных орудий гоминидами (род homo) (около 2,5 млн лет назад) до появления у человека земледелия приблизительно в 10 тысячелетии до н. э.

I тысячелетие н. э. На территории Якутии появляются предки эвенов и эвенков.


XIII век. Тунгусские племена расселяются в бассейнах Вилюя, Олекмы, среднего течения Лены, но приход предков якутов заставляет их отойти к западу и востоку от Лены. Часть тунгусских родов, оттесненная к Охотскому морю, расселилась по бассейну Колымы, Индигирки и Яны.
В книге «Русские я Якутской области» (изд. Казань, 1895) М. А. Красовский пишет: «На севере весь край между реками Индигиркой и Колымой населяли тунгусы и юкагиры. По рекам Лене и Оленек и их притокам жилы якуты и тунгусы. Когда поселились эти племена в пределах Якутской области, какова была их первоначальная история нам совершенно неизвестно, так как нет никаких памятников, которые отчасти могли бы служить к разрешению этих вопросов.»

XIV — XV века. Произошло окончательное формирование народности «якуты» (самоназвание саха) в бассейне Средней Лены.
В соответствии с наиболее распространенной версией, якуты переселились на Лену из Прибайкалья в эпоху Чингисхана, отступая под его натиском. Но в результате изучения якутского языка появилось и другое мнение о происхождении якутов. В архиве журнале «Вокруг света» я нашла статью «Живая душа САТА» о том, откуда в Якутию пришли люди, впоследствии называвшие себя якутами.
Как заметил еще в середине прошлого века академик Миддендорф, пересекший Сибирь и Якутию с севера на юг, некоторые «странности» якутского языка можно объяснить только тем, что якуты пришли из более южных земель. Существует гипотеза якутского историка и этнографа Гавриила Ксенофонтова, в соответствии с которой выявлена общность якутского языка с древним языком хун-ну китайских исторических хроник. «…Если этот язык у себя на родине исчез бесследно, — писал Ксенофонтов, — то этим фактом самая проблема близости якутского языка к языку хун-ну еще не снимается. Может быть, последний не исчез, а только переместился с юга на север».

XVI — XVII века. Якутские роды распространяются в бассейнах Индигирки и Яны.
В монографии М. А. Красовского я читаю о том, что первоначальные сведения о народах Якутии принадлежали официальным документам, преимущественно отпискам служилых людей Московского государства, из которых следовало, что Якутскую область, когда стали проникать в нее русские, населяли следующие народности: на севере весь край между реками Индигиркой и Колымой населяли тунгусы и юкагиры, по реке Лене и ее притокам, а также по реке Оленек жили якуты и тунгусы.

XVII век. В Якутию проникли русские.
В соответствии со справочником «История Якутии» открытие Восточной Сибири началось с севера и явилось продолжением великих географических открытий XVI — XVII веков. Проникнув в конце XVI — начале XVII в. В Енисейский край, русские промышленники и служилые люди в 1601 году основали в междуречье Оби и Енисея Мангазейский острог.
Дальнейшее продвижение русских в Восточную Сибирь стало делом внутренней политики Русского государства — жизнь настоятельно требовала, чтобы государство определило свои восточные и северо-восточные границы.
Много человеческих «рек» слилось в один неудержимый поток, стремившийся в Восточную Сибирь — отряды казаков и промышленников, устремившихся туда в поисках новых мест, богатых пушниной («мягкой рухлядью») и мамонтовой костью («костью, рыбьим зубом»), являющихся, фактически, валютой; из пожженных городов и весей уходили люди в поисках лучшей доли на Дон, прятались в низовьях Волги и Яика, двигались дальше — в Сибирь; спасались от тяжелой государевой ратной службы, от «горя-злочастия»; извечное стремление к познанию нового, к открытию неизвестного гнало русского человека далеко от родных мест. Все эти люди отправились встречь Солнцу.
Ключевым моментом в освоении Восточной Сибири явилось открытие реки Лена и других рек ее бассейна.

Открытые реки Лена
1619 год.
«История Якутии» и И. П. Магидович в «Очерках по истории географических открытий» сообщают, что первые известия о реке Лене получили енисейские воеводы — местный «князьцок» (старейшина) Илтика сообщил им о существовании великой реки Лена, что на этой реке будто бы живет богатый и могущественный народ, у которого имеются остроги и большие суда с колоколами и пушками: «… Та река великая,… а ходят тою рекою суда большие и колокола на них великие есть… и из пушек с тех больших судов стреляют…».
Вряд ли это сообщение могло относиться к Лене, на которой до прихода русских не плавали суда, имеющие на борту пушки. Но, возможно, в сообщении Илтика отражались действительные факты, правда, о плаваниях китайских судов по Амуру.
Несмотря на фантастичность, информация Илтика сыграла немалую роль в дальнейшем открытии Ленского края. И. П. Магидович пишет: «Сомнительно, чтобы туруханские промышленники искали на неведомой восточной великой реке встречи с большими, хорошо вооруженными судами, принадлежащими бог весть какому народу. Но их соблазняли иные рассказы (вполне достоверные) об обильных и притом непочатых охотничьих угодьях, суливших им огромную добычу, в особенности, если они первыми придут на великую Лену.»

1621 год.
О существовании «Лин, большой реки» от шести плененных эвенков узнали и мангазейские служилые люди.

1623 год.
У ученых и исследователей того, как происходило открытие и освоение Якутского региона русским человеком, есть мнение, что первым из русских в Якутию проникли казаки Пянды (Пенды -?) — землепроходца, ставшего первооткрывателем далекой реки Елюэны в 1623 году. Об этом человеке известно очень мало: записи его («скаски») не сохранились, а вся информация о нем собрана лишь в середине XVIII века историком Миллером. Не известны ни настоящее имя Пянды, ни место его рождения и смерти, ни судьба до и после путешествия на Лену. Вероятно, он был помором (казаком?) из Архангельска. Некоторые исследователи считают, что его звали Пантелей Новацкий и что он был родственником Самсона Новацкого, путешествовавшего по Нижней Тунгуске несколько позже. Другие считают, что имя было Демид Сафонов.
Пянда стал первопроходцем Восточной Сибири, на деревянном коче за три с половиной года пройдя ранее неведомым речными путями около 8 тысяч километров — он совершил небывалый по своей решительности поход по совершенно диким местам: в 1619 году он прошел по Оби, перевалил на Турухан, с Турухана перешел на Нижнюю Тунгуску, потом три года шел до ее верховьев, добрался до Чечуйского волока, где Нижняя Тунгуска на 20 километров подходит к реке Лена, и перетащил (переволок) на нее суда. А дальше «… плыл он рекою Леною вниз до того места, где после построен город Якутск: откуда продолжал он свой путь сею же рекою до устья Куленги, потом Бурятскою степью к Ангаре, где, вступив на суда, чрез Енисейск прибыл паки в Туруханск».

Встречь Солнцу. Часть 11. Вехи якутской истории

Он обследовал Нижнюю Тунгуску приблизительно на 2300 км и доказал, что верховья ее и Лены сближаются. Через открытый им Чечуйский волок русские вскоре начали проникать на Лену. В течение одного года Пянда прошел вниз и вверх по Лене около 4 тысяч км. Он первый указал русским удобный путь от верховий Лены к Ангаре. Он был первым русским, проследившим течение Ангары почти на 1400 км и доказавшим, что она и Верхняя Тунгуска — одна и та же река.
Кстати сказать, Пянда (Пенда) — это прозвище, так у северных народов называлась опушка подола верхней одежды из разноцветного собачьего меха.

1628–1630 годы.
В «Очерках по истории географических открытий» И. П. Магидович пишет о том, что во время похода 1628—1630 гг. енисейский служилый человек Василий Бугор открыл самый короткий южный путь, ведущий из бассейна Енисея на Лену. Из Енисейского острога Бугор вместе с десятью людьми шел вверх по Илиму — правому притоку Ангары, и дальше — к Игирме, притоку Илима, до того места, где она сближается с Кутой, перешёл через высокий водораздел на Куту, а по ней спустился до верхней Лены. В пути его отряд объединился с другим, посланным енисейским воеводой через Илим на Лену. Бугор поставил на верхней Лене два ясачных поста: в устье Киренги и выше по течению, в устье Куты (позже там были построены остроги; ещё позже они стали городами Киренск и Усть-Кут).

Встречь Солнцу. Часть 11. Вехи якутской истории

1629 год.
В «Истории Якутии» читаю, что отряд из 30 человек под руководством Антона Добрынского отправился «новые землицы проведать и тех новых землиц под государеву царьскую высокую руку призвать». От устья Лены отряд поднялся по ней вверх и тогда же успел разведать реку Алдан. Значение пребывания отряда Добрынского в Якутии состоит не только в успешном проведывании ранее неизвестного края, но и в доставлении сибирской воеводской администрации первых конкретных данных, необходимых для понимания значений «новой землицы» и для организации новых экспедиций по ее дальнейшему освоению. С походом Добрынского на Лену открылась первая страница в истории политического и хозяйственного освоения Русским государством Восточной Сибири.

Встречь Солнцу. Часть 11. Вехи якутской истории

1632 год.
М. А. Красовский пишет о том, что открытие и завоевание якутского региона, как и само открытие Сибири, было осуществлено казаками, но если при открытии Сибири казаки действовали по собственной инициативе, то теперь они шли вперед по приказанию государя. После открытия Лены их посылали для сбора ясака как с уже покоренных местных народов, так и для покорения новых.
Казакам необходимо было основать на Лене острог для складирования и хранения собранного ясака и всех припасов, а также для защиты в случае нападения местных народов. С этой целью из Енисейска на реку Лена был послан казачий сотник Петр Бекетов.
Про первый Якутский острог, заложенный в 1632 году на правом берегу Лены Петром Бекетовым и положивший начало будущему городу Якутску, читаю в книге Алексея Зуева «Якутск. Древний город на Лене-реке» (изд. Якутск, 2015). Эта дата считается датой вхождения Якутии в состав Российского государства. Этот первый Якутский острог не сохранился — он был частично смыт и разрушен весенней водой в начальные же годы своего существования. С той поры острог не только перебрался выше по течению на левых берег Лены в самый центр долины Туймаада, но и здесь несколько раз менял свое местоположение и перестраивался.
«Того же году сентября в 25 день, по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всея Руси указу, поставил я, Петрушка, со служилыми людьми не Лене реке острог, для госудрева величества в дальней украине и для государева ясачного збору и для приезда ясачных людей. А преж тово на Лене реке и Якуцкой земле государева острогу не бывало нигде.
А поставил государев острог я, Петрушка, против якуцкого князя Мамыкова Улусу» (Из отписки Петра Бекетова в Москву. 1632 год).

В дальнейшем из Якутского острога казаки стали распространять свои завоевания по всему Якутскому региону.

Открытие рек Яна и Индигирка
1633 год.
А. Г. Чикачев в книге «Русские на Индигирке. Историко-этнографический очерк» (изд. «Наука», Новосибирск, 1990) рассказывает о том, как группа служилых и охочих людей подала челобитную о разрешении идти им на «новое место морем на Янгу-реку». Во главе этой экспедиции стоял тобольский казак Иван Ребров. Отряд, начав свой путь с Лены, сумел достичь устья реки Яны, где поставил зимовье.
Через некоторое время после того, как Ребров достиг Яны, он продолжил свой путь далее на восток, преодолев около тысячи верст по Ледовитому океану, добрался до Индигирки, которую тогда называли Собачьей рекой.

Встречь Солнцу. Часть 11. Вехи якутской истории

На Яне и Индигирке в общей сложности он пробыл 7 лет и только в 1641 году с собранным ясаком возвратился в Якутск. О неимоверно тяжелых условиях этих походов говорят скупые слова челобитной И.Реброва: «Нужду, и бедность, и холод терпел и душу сквернил, и ел всяко, и сосновую кору, и траву».
С полным основанием можно считать, что Ребров открыл для государства юкагирскую землю: «а промеж меня, — писал он в челобитной, — на тех тяжелых службах на Янге-реке и на Собачьей не бывал никто, проведал я те дальние службы».
В научной литературе считается, что Ребров достиг Индигирки в 1638 году. Есть мнение, что это плавание для Реброва было последним, т. к. в 1652 году возглавляемая им экспедиция исчезла бесследно. Однако некоторые ученые утверждают, что Ребров благополучно вернулся из похода и скончался в Якутске в 1666 году.
Почти одновременно с «морским ходом» была открыта сухопутная дорога на Индигирку. По имеющимся данным отряд енисейских казаков во главе с Постником Ивановым (Губарем) вышел из Якутска, перевалил через Верхоянский хребет и в 1636 году достиг верховий Яны. Оттуда, взяв проводника, он прошел на Индигирку.

Открытие реки Оленек
В 1635 году из Енисейска на Лену был отправлен казацкий десятник Елисей Юрьев Буза с приказанием осмотреть реки, впадающие в Ледовитый океан, и наложить ясак на местных жителей.
Как следует из челобитной Елисея Юрьева Бузы — «для прииску новых земель и твоево, государеву, ясачнова збору на Сивирюй и на Ламу, и по иным сторонним ленским рекам, которые реки своим устьем в море пали».
Перезимовав в Олекминском остроге и пригласив к себе еще 40 человек промышленников, с наступлением весны 1636 года отправился в путь вниз по Лене, через несколько дней достиг ее устья, затем поплыл отсюда Ледовитым океаном на запад и добрался до реки Оленек.

Встречь Солнцу. Часть 11. Вехи якутской истории

И. П. Магидович пишет о противоречивости сведений о его дальнейших походах. По одной версии Буза на двух кочах в 1638 году вышел в море и плыл на восток, вышел в Янский залив и достиг устья Яны, поднялся вверх по течению и перезимовал среди якутов. В 1639 году завершил открытие Янского залива: из устья Яны прошел на восток до «великого озера» — обширной бухты, огражденной со стороны моря островом Ярок, в которую впадает река Чондон. Буза встретил здесь юкагиров — ранее неизвестный русским народ, построил там зимовье и прожил в нем не менее двух лет. И в 1642 году вернулся в Якутск.
По другой версии Буза вышел на восток из ленского устья в 1637 году, но не дошел морем до устья реки Яны, а только до устья Омолой, а оттуда налегке с товарищами пошел через кряж Кулар до верхней Яны.
Так или иначе, во время своих пяти- или шестилетних странствований Буза прошел почти всю Лену, кроме ее верхнего участка и открыл (вторично) две большие реки — Оленек и Яну.

Таким образом, за пятнадцать лет, прошедших после первого похода отряда Пянды на Лену, русские землепроходцы разведали большую часть ее бассейна, проплыли по всему ее течению, от верховьев до устья, изучили ее притоки, открыли реки Яну, Индигирку, Оленек.

1638 год.
Образован Якутский уезд. С учреждения воеводства в Якутии дальнейшее продвижение на северо-восток, а также на юг и юго-восток проводилось уже за границами Якутской области в пределах Колымы, Забайкалья и приамурского края.

С 40-х гг. XVII века началось «хождение» в Колымскую землю: в 1640 г. Селиван Харитонов, выйдя из реки Яна, «перешел море» и проник на Колыму. Через год казачий десятник Михаил Стадухин, сколотив отряд из служилых и промышленных людей, пошел с Оймякона вниз до устья Индигирки, а далее морем доплыл до Колымы. Здесь поставил зимовье, оставив в нем 13 служилых людей во главе с Семеном Дежневым, обессмертившим свое имя открытием Берингова пролива, т. е. он установил, что северо-восточный край Азии нигде не соединяется с Америкой.

Встречь Солнцу. Часть 11. Вехи якутской истории

«…Встречь Солнцу идучи, я пошед из Енисейского острогу служить тебе, великому государю, всякие твои государевы службы и твой государев ясак збирал на великой реке Лене и по иным, дальним сторонним рекам в новых местах — на Яне, и на Оемоконе, и на Индигирке, и на Алазейке, и на Ковыме, и на Анандыре реках — без твоего государева денежного и хлебного жалования, свои подъемы. И будучи же на тех твоих государевых службах в те многие годы всякую нужу и бедность терпел, и сосновую и лиственную кору ел, и всякую скверну приимал — двадцать один год…» (из челобитной Семена Ивановича Дежнева).

Сухие строки отчетов и скупые слова челобитных не передают царившей в те времена атмосферы напряженного ожидания открытий и разочарований, жажды обогащений и перспективы на лучшую жизнь и постоянного терпения лишений. Уверена, многие отправившиеся на поиски богатых мест не устояли в испытаниях на благородство и честность как при сборе ясака, так и при его доставке в остроги. Кто-то в дальнейшем вернулся к своим семьям, а кто-то и позабыл про них. «Да бог тебе судит, что ты меня, матерь, позабыл и кинул на старость, ко мне по се время не придешь. И ныне, чадо мое, помилуй меня, утоли мои матерны повседневные по тебе слезы. Беспреставно по тебе горькими слезами на старость плачу, на жену твою и на сына твоего смотря. А сын твой полмужика, бог дал ему и разум, а промыслу никакому учить некому." (фрагмент письма, адресованного матерью Константину Красильникову, оставшемуся в Якутии).
Глядя на карту-схему походов, совершенных землепроходцами и мореходами в ХVII веке, понимаешь, насколько масштабными и настойчивыми были действия русских людей по проникновению в Якутский регион и дальше на восток.
Карта-схема походов, совершенных землепроходцами и мореходами в ХVII веке:

Встречь Солнцу. Часть 11. Вехи якутской истории

Я смотрю на современную физическую карту, где указаны города, горы, хребты, реки, моря и океаны, и мне понятна логика и логистика перемещений этих путешественников. Вот, например, Ангара, вот ее приток Илим, вот Игирма — приток Илима, вот водораздел между Игирмой и Кутой, вот сама Кута, по которой Василий Бугор дошел до Лены. Но… постойте! Бугор ведь шел вслепую, наугад, он не знал, что ждет его впереди — водопад? перекат? низкая вода? А почему он не пошел по Илиму дальше, а повернул на Игирму? А почему именно здесь преодолел водораздел? И ведь он не знал, куда его приведет Кута! Чистейшая и натуральнейшая авантюра! Но, как мы уже знаем, иногда она завершалась открытием! Безусловно, какую-то информацию путешественники узнавали от местного населения. Но ведь оно не всегда благоволило русским, вторгшихся в их места обитания, притеснявших их и обложивших ясаком, часто в непомерно большом объеме. А сколько тех путешественников, кто не открыл, не дошел, не дожил…пропал… От многих из них не осталось не то, чтобы каких бы то ни было следов, но даже и воспоминаний…
Когда я готовила рассказ об освоении русскими Восточной Сибири, то старалась уловить и передать сам дух того времени, настроения и чаяния людей, мотивацию их поступков, отважившихся в свое время на путешествие на восток, в края далекие и неизведанные…
Встречь солнцу!..
Не знаю, удалось ли…

Я завершаю свой сериал про поездку в Якутию, где увидела то, что кажется невозможным и нереальным для одновременного существования: вечная мерзлота и натуральная песчаная пустыня, тридцатиградусная жара и не тающая наледь, дикие труднодоступные места и пасущиеся там домашние лошади…

Встречь Солнцу. Часть 11. Вехи якутской истории
Встречь Солнцу. Часть 11. Вехи якутской истории
Встречь Солнцу. Часть 11. Вехи якутской истории
Встречь Солнцу. Часть 11. Вехи якутской истории
Встречь Солнцу. Часть 11. Вехи якутской истории
Встречь Солнцу. Часть 11. Вехи якутской истории
Встречь Солнцу. Часть 11. Вехи якутской истории

Изучая карту якутского региона, куда настойчиво рвался русский человек в XVII веке, мои глазки приметили много разных красивых названий. И я в нетерпении потираю ладошки — как бы добраться в эти места?)))


Источники дополнительной информации:
— Современный путеводитель «Якутия». Изд. Пресс код, 2014.
— Якутск. Древний город на Лене-реке. Алексей Зуев. Изд. Якутск, 2015.
— Русские я Якутской области. М. А. Красовский. Изд. Казань, 1895.
— Русские на Индигирке. Историко-этнографический очерк. А. Г. Чикачев. Изд. «Наука», Новосибирск, 1990.
— http://www.dnevniki.ykt.ru/meic/530525.
— Колымская библиотека (http://antic-r.ru/kol_bibl6.htm)
— История. Якутия в древности. Древние и средневековые жители края. Якутия в составе Российского государства. Советская Якутия («История Якутии»).
— Очерки по истории географических открытий. И. П. Магидович. Изд. «Просвещение», Москва, 1967.
— http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/1079/, http://msimakov.ru/2articles/3History/10Sibir.htm.

Мои якутские рассказы:

Встречь солнцу. Часть 1. О многом понемногу

Встречь солнцу. Часть 2. И солнце услышит нас… или Новый год в разгар лета

Встречь солнцу. Часть 3. Начало приключений

Встречь солнцу. Часть 4. Знакомство с Синей рекой

Встречь солнцу. Часть 5. Синские столбы

Встречь солнцу. Часть 6. Поющие скалы

Встречь Солнцу. Часть 7. Прощание с Синей

Встречь Солнцу. Часть 8. На великой Лене. Глава 1. Ленские столбы

Встречь Солнцу. Часть 9. На великой Лене. Глава 2. Пустыня? На вечной мерзлоте? Да не может того быть!

Встречь Солнцу. Часть 10. Якутия — край контрастов

Встречь Солнцу. Часть 11. Вехи якутской истории

16744 – карма
Позиция в рейтинге – 28
Комментарии