У меня было 4 деда!
Оба родных деда погибли в Великой Отечественной войне: в июне 1943 г. под Смоленском погиб отец моего папы - Петров Иван Григорьевич, летчик пикирующего бомбардировщика ПЕ-2:
Мои дедушки_Великая отечественная война |
У меня было 4 деда!
Оба родных деда погибли в Великой Отечественной войне: в июне 1943 г. под Смоленском погиб отец моего папы - Петров Иван Григорьевич, летчик пикирующего бомбардировщика ПЕ-2:
В январе 1945 в Венгрии погиб отец моей мамы - Потапенко Иона Ионович – артиллерист, командир огневого взвода:
Обе бабушки после войны вышли замуж, у них родились еще дети. Я - старшая из всех внучат и единственная девочка. Я не очень интересовалась своими дедушками – про своих погибших мужей бабушки почти ничего не рассказывали, а я почему-то не спрашивала, а с «приемными» дедушками я жила, окруженная любовью и вниманием, и тоже не расспрашивала их ни о чем. И только относительно недавно меня одолела, как в омут затянула мысль узнать про своих дедов – и погибших, и выживших на этой страшной войне. По кусочкам, по крупиночкам воспоминаний моих родителей, бывших еще детьми в сороковые годы, по немногим сохранившимся фотографиям военных лет, по скудной, но все же имеющейся информации в обобщенном компьютерном банке данных Мемориал мне удалось кое-что узнать о своих дедушках. «Бродя» по страницам Мемориала, я тихо плакала, окунувшись в мир горя, боли, веры, страдания, ожидания: погибшие, умершие от ран, пропавшие без вести... В сухих строках донесений о безвозвратных потерях я вижу родные имена погибших дедов и почти физически ощущаю отчаяние и опустошение своих бабушек, получивших похоронки…
В эти майские дни, когда вся страна отмечает праздник Великой Победы в страшной войне, я хочу рассказать о своих дедушках - то, что удалось найти, «раскопать» в архивах фотографий родных. И я поняла, что мою суть, стержень, характер определили они – мои деды:
Петров Иван Григорьевич
Потапенко Иона Ионович
Никулин Николай Кузьмич
Коцюба Петр Хриссанович
Я расположила их в той последовательности, как они уходили из жизни.
Петров Иван Григорьевич (1912-1943)
Моя бабушка Вера Ивановна иногда совсем немного рассказывала мне про Ивана Григорьевича. Свою службу в Красной Армии он начал в 1933 году.
Во время войны майор Петров летал на пикирующем бомбардировщике ПЕ-2, был заместителем командира по политчасти 261 бомбардировочного авиаполка.
В 1943 году воевал бок о бок с французским истребительным авиационным полком «Нормандия — Неман».
В мае 1943 года Иван Григорьевич был награжден Орденом Красного знамени.
Наградной лист:
А через неделю после награждения погиб: был убит осколком снаряда во время воздушного боя. Штурману удалось вывести самолет из огневой зоны, дотянуть до линии фронта, до нашей территории, чтобы затем, судя во всему, прыгнуть с парашютом, спасти жизнь себе и стрелку. Бабушка сохранила фотографии военных лет, вырезки из газет описывающие той последний бой Ивана Григорьевича:
Бабушка рассказывала, что незадолго до этого боя дедушка прислал домой письмо, в котором обещал приехать на побывку, если не переменится судьба. Судьба изменилась - Иван Григорьевич погиб 08.06.1943г. под Смоленском и похоронен в районе Полотняного завода:
Мой папа Владик говорил, будто впоследствии пришло письмо о том, что останки Ивана Григорьевича были перенесены в братскую могилу. Только вот куда? Может быть, в Смоленск?
Бабушка сохранила рассыпающиеся от ветхости драгоценные бумаги: письмо Ивана Григорьевича своему сыну Владику – моему папе:
и похоронное извещение о гибели Ивана Григорьевича Петрова:
Мой папа внутренне очень похож на своего отца и, как говорят родственники, вообще на Петровых – умный, сильный духом, выносливый, очень терпеливый, немногословный, все на свете знающий, целеустремленный человек.
Иван Григорьевич со своей мамой (справа), со своей женой Верой Ивановной (моей бабушкой) (слева) и с сыном Владиком (моим папой):
Потапенко Иона Ионович (1916-1945)
Гвардии лейтенант Иона Ионович был артиллеристом, командир взвода второй гвардейской механизированной бригады, воевал на 3 Украинском фронте:
Надпись на обороте фотографии:
Вместе с моей бабушкой Антониной Ивановной и Петром Хриссановичем (за которого она вышла замуж после войны) Иона Ионович закончил Криворожский Государственный педагогический институт. Он был учителем химии и биологии в школе. Но фотографии я вижу очень красивого интеллигентного человека, на него очень похожа моя мама Жанна.
Иона Ионович был единственным ребенком в семье. Его мама - моя прабабушка Прасковья Мефодиевна (мы ее звали бабушка Паша), прожившая более 90 лет, до самой своей смерти плакала, говоря или вспоминая о нем. Моя мама Жанна вспоминает: «Во время войны (в 1941 году маме было 3 года – прим. ГГ) мы с мамой жили у бабушки Паши в Большой Белозерке (Запорожская область). Помню, как однажды мама идет по косогору и плачет, а бабушка говорит: «Ионы больше нет…». Так и оказалось – пришла похоронка на папу».
29.01.1945 года гвардии лейтенант Потапенко Иона Ионович был убит в бою. Похоронен в Венгрии, вар.Фейер, около церкви. Больше у меня нет никакой информации о дедушке.
Иона Ионович со своей женой Антониной Ивановной (моей бабушкой):
Никулин Николай Кузьмич (1908-1977)
Приехав в молодые годы в Москву из Тульской области, Николай Кузьмич работал на заводе Войтовича, учился на рабфаке. По призыву пошел в летную школу. Свою службу в Красной Армии он начал в 1933 году. С этого времени началась его воинская карьера.
1934 год. Саратов:
Дедушка - участник боев в районе озера Хасан. Свой первый Орден Красной Звезды он получил в 1938 году. Очень сожалею, что никакой информации, за что именно он получил такую высокую награду, у меня нет.
Второй орден Красной Звезды дедушка получил в июне 1943 года.
Описание подвига:
Указ о награждении:
Во время войны Николай Кузьмич воевал на Юго-Западном, Донском, Центральном, Белорусском и 1-ом Белорусском фронтах.
Никулин Николай Кузьмич - гвардии майор, а позже гвардии подполковник, Заместитель начальника штаба по политчасти первой гвардейской истребительной авиадивизии 16 ВА Центрального фронта. Последнее звание - Гвардии Полковник. С сороковых годов он уже не летал, был на политической работе. Дедушка остался военным и после войны – он служил в Кенигсберге, в Китае, где базировалась его дивизия, на Карельском перешейке. Окончательно демобилизовался из армии по состоянию здоровья в 1952 г.
Дедушкины награды:
За этими сухими казенными словами видно Николая Кузьмича - воина. Я бы хотела рассказать о дедушке - человеке, каким его видела я.
Я много времени проводила с бабушкой и дедушкой, подолгу у них жила, была окружена вниманием и обожанием. Я очень хорошо помню дедушку – полноватого, не очень крепкого здоровьем, но удивительно уравновешенного и доброго человека.
1948 год. Николай Кузьмич со своей женой Верой Ивановной (моей бабушкой) и сыновьями Владиком (моим папой) и Шуриком:
Бабушка и дедушка со мной:
В конце 60-х-начале 70-х годов дедушка работал в МАТИ – преподавал студентам-вечерникам. Я помню, как он, улыбаясь, разрешал мне покалякать на учебной доске мелками, и я с упоением рисовала принцесс и цветочки.
У бабушки с дедушкой был автомобиль – «ГАЗ-21» - бирюзового цвета "Волга" с оленем на капоте. Дедушка любил пропадать в гараже – возился с машиной, разбирал-собирал ее, смазывал. В те кажущиеся уже далекими годы в гаражах вообще была «движуха» – автосервисов не было, все автовладельцы сами, как могли, чинили свои авто, и в гаражах всегда было полно народа. Фактически, гаражи являлись местом тусовки, клубом по интересу. Вокруг дедушки частенько крутилась и я.
В последние годы жизни Николай Кузьмич тяжело болел. Он никогда не рассказывал о войне, о себе, а мне, убаюканной любовью и вниманием, в голову не приходило его расспрашивать.
Он умер в 1977 году, не дожив одного дня до своего 69-летия. Мне тогда было 15 лет.
Коцюба Петр Хриссанович (1915-1992)
Петр Хриссанович вместе с моей бабушкой Антониной Ивановной и Ионой Ионовичем Потапенко учился в Криворожском Государственном педагогическом институте. По окончании института дедушке все же удалось немного поработать в школе – с июня по сентябрь 1938 года. Дольше работать в школе не пришлось – он стал курсантом-артиллеристом.
Крайний слева на фотографии – Иона Ионович Потапенко. Правее его – Петр Хриссанович Коцюба:
На обороте этой фотографии -надпись рукой Ионы Ионовича:
С 1939 года началась его военная жизнь: командир взвода, зам.командира батареи. А потом - война. Майор Петр Хриссанович воевал на Центральном, Брянском, Юго-Западном, 2-3-4 Украинском, Карельском фронтах. Был политруком, командиром батареи, комиссаром дивизии. Закончил войну в Будапеште.
После войны ярко выраженная харизма лидера, организатора, руководителя проявилась в полной мере: дедушка работал председателем колхоза, директором детского дома, несколько лет преподавал биологию в школе-интернате.
Дедушка был добрым и строгим, веселым и серьезным, он всех мог «построить», особенно мою бабулю, называя ее ласково, а, порой, и чуть иронично разными смешными прозвищами.
Бабушка с дедушкой долго жили в Соколовке (Винницкая область), потом переехали в Никополь (Днепропетровская область), куда мы с братом каждое лето приезжали погостить-повитаминиться. Сборы в обратную дорогу - в Москву – всегда были очень ответственным мероприятием: надо было тщательно и бережно упаковать бабушкины варенья-соленья, овощи-фрукты, которые мы всегда привозили с Украины. Помню, с какой серьезностью дедушка относился к упаковке: в своих синих полосатых пижамных штанах он устраивался на балконе на низеньком стульчике и неторопливо и обстоятельно начинал обвязывать ящики с провизией. Все было крепко и супер надежно!
В памяти всплывают разные картинки из той детской счастливой жизни: «На тебе 3 рубля, купляй, что хочешь!» - нас, детей (да и потом, спустя много десятилетий) эта дедушкина фраза веселила, и сейчас я улыбаюсь, когда пишу эти строки.
Буквально несколько лет назад моя тетя Лариса (дочь Антонины Ивановны и Петра Хриссановича) рассказала, как в альбоме старых фотографий она наткнулась на небольшого размера сложенную бумажку, потертые края которой были скреплены обыкновенном бактерицидным пластырем. Развернув ее, она обомлела: мелкоскопическим дедушкиным почерком, похожим на россыпь бисера, были написаны слова из песни – «Не надо печалиться: вся жизнь впереди, вся жизнь впереди, надейся и жди.».
Какой у дедули был драйв в душе!
Петр Хриссанович не мог сидеть дома: даже в глубоко пенсионном возрасте он работал на Никопольском Южно-трубном заводе – сторожил заводские теплицы. В доме не выбрасывалась ни одна косточка: все собиралось для собачек, которые «трудились» вместе с дедушкой.
Петр Хриссанович работал до самого последнего дня своей жизни: прямо со службы его увезли в больницу, откуда домой он уже не вернулся…
Дедушкины награды:
Светлая память моим дедушкам: Петрову Ивану Григорьевичу, Потапенко Ионе Ионовичу, Никулину Николаю Кузьмичу, Коцюбе Петру Хриссановичу – погибшим и выжившим в этой страшной войне, не сгинувшим в небытие, не пропавшим без вести, не умершим в страданиях от ран. Много десятилетий я жила, не сильно задумываясь о том вкладе в Великую победу, который внесли мои деды.
Я горжусь, что во мне течет кровь моих погибших дедов, что меня помогли вырастить и воспитать мои "приемные" дедушки - добрые и требовательные, сильные и нежные, справедливые, гордые и честные.